Великая Отечественная война - Главная страницаВеликая Отечественная война - день за днём.Карта ПобедыФорум о Великой Отечественной войнеКаталог о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война
]]>
Фотоподборка к годовщине окончательного снятия блокады Ленинграда. Продолжение.
К 75-летию освобождения Новгородской области. Подробная информация о посёлках и деревнях Новгородчины, уничтоженных нацистами и предателями в ходе оккупации.
Рассказ о подвиге сталинградских зенитчиц, остановивших танковую армаду Вермахта.
]]>
]]>
захоронения
Здесь захоронены несколько тысяч бойцов и командиров Красной Армии, включая перезахороненных в 1964 г. воинов из нас. пунктов: ...
памятник
Воинский мемориал павшим в боях жителей д.Арефино, д.Слукино, д.Литовка, д.Вырыпаево, д.Богородское, д.Шуклино, д.Погост, д.Юря...
Еще объекты
]]>
Карточка объекта

Место боя "Александра Сибирякова и Адмирала Шеера"

Посмотреть объект [На карте ]
Объект добавил:Neodaos
Дата создания:16.02.2012 17:38
Регион: Таймырский АО
места боёв
N 75° 50.000´ E 92° 30.000´
24 августа (понедельник) 1942 года вышел с Диксона, выполняя рейс на Северную Землю. На борту находилось 104 человека (включая 47 человек экипажа, 32 военнослужащих под командованием Никифоренко, 11 полярников, 12 рабочих, 2 офицера — Бочурко и Элимелах), 349 тонн грузов (собаки, коровы, оснащение станции, провиант, топливо, стройматериалы). Целью рейса была замена персонала, пополнение запаса полярных станций на Северной Земле и организация новой станции на мысе Молотова.

25 августа 1942 года, направляясь по курсу к мысу Оловянный, между островами Белуха, Центральный и Продолговатый в заливе Миддендорфа Карского моря, встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», который вел поиск союзнических караванов в рамках операции «Вундерланд». Крейсером командовал капитан Вильгельм Меендсен-Болькен. Предупреждения о возможном нахождении крейсера в Карском море поступили 24 августа от британского военного представителя в Архангельске и от персонала советской метеостанции на островах Гейберга, который видел 21 августа разведывательный самолёт Arado, но не были переданы экипажу ледокола; встреча с крейсером была неожиданностью.

Сигнальщик Алексеев в 13 ч. 17 мин. заметил дым неизвестного корабля. Корабль приблизился. На немецком крейсере, с целью введения советских моряков в заблуждение, подняли американский флаг и передали сигналами ложное название корабля (переданное «Тускалуза», было трактовано как японское «Сисияма»). После двадцатиминутного диалога, в котором немцами на русском языке запрашивались сведения о ледовой обстановке в проливе Вилькицкого, капитаном Качаравой принято решение следовать на полном ходу к острову Белуха (10 морских миль), для того, чтобы укрыть людей и груз. Была объявлена тревога: все бойцы заняли места у орудий, подготовлены средства пожаротушения и медицинской помощи, отправлена радиограмма: «Встретили иностранный крейсер. Наблюдайте за нами». Радиостанция штаба ГУСМП передала информацию о том, что ни американских, ни японских военных кораблей в акватории моря находиться не может.

На «Адмирале Шеере» была включена аппаратура радиопомех, поднят немецкий военно-морской флаг. Крейсер потребовал прекратить радиопередачи и лечь в дрейф, затем был дан предупредительный выстрел. В 13 часов 45 минут была даны радиограммы: «Началась канонада, ждите», затем «Нас обстреливают». «Сибиряков» начал обстрел крейсера с дистанции 64 кабельтовых. Ответный огонь крейсера: из 27 снарядов главного калибра в 6 залпах 4 попали в цель. Первым попаданием снаряда снесло фор-стеньгу и повредило радиостанцию (перешли на аварийный передатчик), систему телефонной связи, вторым снарядом накрыло корму, мощный взрыв выбросил высоко в воздух тела бойцов, коробки груза, элементы кормы, кормовых орудий, шлюпок, — около тридцати человек погибло. Третий снаряд попал на носовую палубу, взорвались бочки с бензином (около 300 штук), из-за чего обгорели многие находившиеся на борту. К дымовой завесе, выставленной ледоколом, прибавился дым мощного пожара. Четвертый снаряд угодил в ботдек и взорвался в котельном отделении (левый котел вышел из строя). Ледокол полностью потерял ход и дал дифферент на нос.

В результате третьего попадания тяжело ранило капитана в руку, он терял много крови. Командование принял комиссар З. А. Элимелах, и далее руководил боем, несмотря на ранение в голову. По его приказу радист А. Г. Шаршавин в передал в эфир радиограмму: «Помполит приказал покинуть судно. Горим, прощайте. 14 ч. 05 мин.» По приказу комиссара старший механик Бочурко открыл кингстон. Комиссар и старший механик погибли вместе с кораблем. Последнее уцелевшее орудие продолжало обстрел вражеского крейсера с дистанции в 2,2 мили. В 14 ч. 30 мин. крейсер, подавив огневую точку, прекратил шрапнельный огонь и подошёл к месту, где находился тонущий ледокол. Бой крейсера с ледоколом продолжался 43 минуты. Из двух шлюпок со спасшимися одну немцам удалось потопить. К оставшейся шлюпке был выслан катер для поиска возможных данных о караванах, ледовой обстановке, кодов, шифров. В шлюпке немецкими моряками были обнаружены 28 человек, из которых 18 человек (по другим данным 19 или 22), включая капитана Качараву, радиста Шаршавина, руководителя планируемой станции Золотова, были захвачены в плен. Оказавший сопротивление матрос Матвеев был расстрелян, несколько человек отказалось от эвакуации на немецкий крейсер, выпрыгнули за борт и остались в воде. Около 15 часов ледокол начал быстро погружаться под воду, образуя воронку. Моряки крейсера фотографировали эвакуацию и погружение «Сибирякова».

Кочегару Вавилову удалось добраться до острова Белуха. В сентябре он был замечен с борта парохода «Сакко» и 29 сентября, через 32 дня, эвакуирован с острова самолетом (летчик Черевичный).

13 человек из плененных выжили в немецких лагерях и были освобождены после окончания войны. Поиски останков судна, организованные в 2007 г. не увенчались успехом.
     

]]>
Командир катерного тральщика «КМ-97» 7-го дивизиона катерных тральщиков Краснознаменного Балтийского флота, Герой Советского Союза старшина 1-й статьи Давиденко Григорий Митрофанович.

В 1943-1944 годах Григорий Давиденко принял участие в 121-й боевой операции по противоминному наблюдению, тралению, бомбометанию и конвоированию транспортов, участвовал в 18-ти десантных операциях КБФ.
]]>
]]>
Плакаты Великой Отечественной
]]>
]]> ]]>
Поисковый отряд «Демянск» под руководством Анатолия Степановича Павлова, приступил к работам по подъёму очередного советского штурмовика Ил-2. Речь идёт о двухместной машине, вероятнее всего, сбитой в 1942 году в пятнадцати километрах от Демянска.
Боевой путь Героя Советского Союза, главстаршины морской пехоты Екатерины Илларионовны Михайловой.
Всего за один вылет пара штурмовиков занесла на свой счёт не только сотни тонн уничтоженных в четырёх эшелонах боеприпасов и горючего, но и около 50 танков, а также около 700 вагонов с разнообразными военными грузами.
Парад в честь освобождения Одессы состоялся 10 апреля 1944 года. И ровно шестьдесят семь лет спустя в Одессе, от Приморского бульвара до Дерибасовской, прошла его реконструкция...
10 августа 1941 года в Заполярье в неравном бою сошлись сторожевой корабль «Туман» и три немецких эсминца. Экипаж сторожевика предпочел погибнуть в бою, но не спустил перед противником Военно-морской флаг.
© 2011-2019 Помни Войну - Великая Отечественная война  |  О сайте  |  Редакция  |  Карта сайта  |  Поиск по сайту  |  Список объектов на карте  |  Все статьи   |  Все новости  |  16+

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.

Демонстрация нацистской и фашистской символики не является пропагандой идей фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, и просветительскими целями .

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.