Великая Отечественная война - Главная страницаВеликая Отечественная война - день за днём.Карта ПобедыФорум о Великой Отечественной войнеКаталог о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война
]]>
Бывшая подземная база подводных лодок в Балаклаве, более известная как Объект 825 ГТС - сверхсекретный военный объект времен холодной войны в Балаклавской бухте...
Москвич Анатолий Егоров прошел всю Великую Отечественную. Он мерил свои боевые успехи количеством сделанных удачных кадров, стараясь запечатлеть моменты войны, показать их миллионам людей...
Фотоотчет о посещении танкового музея в Финляндии.
]]>
]]>
памятник
МЕМОРИАЛ ПОБЕДЫ В СЕМЕЕ (VICTORY MEMORIAL IN SEMEY)
фортификация
Этот ДОТ был построен в 1929 г. на границе с Финляндией. Если вы перейдете по ссылке, там будет статья про поход к трем ДОТам, ...
Еще объекты
]]>
Карточка объекта

Мемориальная доска Колдунову

Посмотреть объект [На карте ]
Объект добавил:ногинчанка
Дата создания:25.08.2017 05:06
Регион: Московская область
памятник
N 55° 43.168´ E 38° 12.726´
Дважды Герой Советского Союза Колдунов Александр Иванович родился 20 сентября 1923 г. в деревне Мощиново Монастырщинского района Смоленской области в семье служащего. Когда Саше исполнилось 10 лет, его родители сняли маленькую комнату в частном доме в Сергеевской слободе в деревне Большое Васильево. Глава семейства Иван Васильевич работал в пожарной охране. Александр учился в школе № 32, по воспоминаниям соседей и одноклассников, всё время что-то мастерил, придумывал и изобретал, отличался скромностью и отчаянной смелостью, мечтал о небе. Позже Колдунов учился в Реутовском аэроклубе, располагавшемся в деревне Чёрное Балашихинского района, и знаменитом Качинском военном авиационном училище.
В Вооружённые Силы призван Реутовским военкоматом Московской области в 1941 г. После успешного окончания курса лётной подготовки весной 1943 г. младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду, которая располагалась в Саратове. Но сидение в тылу было не для Колдунова. Александр самовольно «пристроился» к лётчикам 866-го истребительного авиаполка. В мае 1943 г. он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своём третьем бою первую победу, сбив над рекой Се-верный Донец пикировщик «юнкерс-87». Но и его самолёт при этом получил 16 пробоин.

С 1 июня 1943 по 5 мая 1944 гг. лётчик истребитель Колдунов совершил 223 боевых вылета, лично сбил 15 самолётов противника (и ещё один – в групповом бою). Всего за годы войны совершил 412 боевых вылетов, в 96 боях сбил лично 46 вражеских самолётов. Это восьмой результат среди советских лётчиков-истребителей за годы Великой Отечественной войны. Летал исключительно на «яках».

В одном из боёв с двумя вражескими «охотниками» Колдунов был ранен, но сумел посадить свой самолёт. Выключив двигатель, он спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. В полевом госпитале Александр пролежал всего три дня и снова вернулся в строй. Когда личный счёт Колдунова вырос до пяти сбитых самолётов, его назначили командиром звена. А вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. Однажды шестёрка «яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Неожиданно в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал «мессершмитт-109» и первой же очередью сбил. Но в это время два самолёта противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашёл в хвост ближайшему «мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджёг ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал сразу три победы и довёл свой личный счёт до десяти сбитых самолётов противника! Это было настоящим триумфом двадцатилетнего лётчика. С осени 1943 г. он командовал эскадрильей 866-го истребительного авиационного полка (3-й Украинский фронт). Осуществлял прикрытие наземных войск, перехват самолётов противника, разведку, штурмовку. Его панически боялись фашистские лётчики. При каждом его появлении в небе они передавали по радио: «Ахтунг! Ахтунг! В воздухе Колдун!». Вновь отличился молодой лётчик, ставший к тому времени старшим лейтенантом, на Правобережной Украине, где советские войска развивали наступление в район государственной границы. Весной 1944 г. он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конно механизированной группе генерал-лейтенанта Плиева, глубоко прорвавшейся в тыл противника. Над линией фронта группа советских самолётов встретилась с 18 пикировщиками «юнкерс-87». Они летели бомбить наши войска. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, четыре «яка» разгромили противника. Они сбили пять «юнкерсов», два из которых были на счету Колдунова. Но и его самолёт в том бою получил повреждение – было разбито правое крыло. Позже выяснилось, что Александр попросту подставился под очереди немецких самолётов, прикрыв собой тяжёлые транспортные самолёты, которые он сопровождал. А инженеры и техники потом удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолёте? Товарищи начали называть его «хозяином неба» или «колдуном».

В начале августа 1944 г. над селом Граденицы в Одесской области его шестёрка уничтожила два вражеских самолёта. Видевший замечательный бой своими глазами колхозник этого села Герасим Алексеевич Богаченко пожелал купить на свои деньги новейший самолёт-истребитель и вручить его командиру той отважной группы. Осенью 1944 г. Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3. На этой машине он участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. После войны Як-3 Колдунова по просьбе правительства Румынии был передан этой стране и установлен в одном из Домов пионеров Бухареста.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» присвоено капитану Колдунову 2 августа 1944 г. Наградной лист 24 мая 1944 г. подписал командир 866-го истребительного авиационного полка гвардии майор Кузин. В конце 1944 г. в районе Будапешта была блокирована группировка противника. Большую тревогу наших войск вызывали немецкие «охотники», летавшие на «мессерах», размалёванных драконами и тузами. Для борьбы с ними создали специальную шестёрку истребителей, которую возглавил Колдунов. За семь дней боёв советские пилоты уничтожили 22 самолёта противника, а всего за 3 месяца боёв под Будапештом отважная шестёрка сбила 35 самолётов. Из них 15 за три месяца боёв уничтожил командир группы Александр Колдунов.
Однажды отважному лётчику едва удалось избежать трагедии. Седьмого ноября 1944 г. у города Ниш в Югославии две группы американских самолётов Р-38 «Лайтнинг» по ошибке атаковали наши войска, двигавшиеся походным маршем. Для отражения налёта была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. В первой же атаке советские лётчики сбили три самолёта союзников. Однополчане видели, что один из них подбил Колдунов, хотя сбитые «лайтинги» официально не записали никому. Тот самолёт особенно увлёкся расстрелом колонны. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент.
Свой последний бой Колдунов провёл вблизи города Санкт-Пальтена в Австрии с пятёркой «фоккеров», гружённых бомбами. Александр тогда стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе. Александр тут же зашёл в хвост второму «фоккеру-190» и сбил его.

Двадцать третьего февраля 1948 г. Колдунова наградили второй медалью «Золотая Звезда». Он был также награждён тремя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденами Красной Звезды, «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени, орденами иностранных государств, множеством медалей.

После войны А.И. Колдунов окончил Военно-воздушную академию в Монине и Военную академию Генерального штаба. Летал до 42 лет, успев освоить МиГ-21. Командовал авиационным полком, дивизией. С 1960 г. был заместителем, а затем командующим ВВС Бакинского военного округа. С ноября 1970 г. он командовал войсками ПВО Московского военного округа. В 1971 г. ему было присвоено воинское звание «генерал-полковник авиации». В 1975 г. был назначен первым заместителем главнокомандующего, а в 1978 г. – главнокомандующим войсками ПВО. Впоследствии – Главный маршал авиации СССР, заместитель министра обороны СССР. Член ЦК КПСС с 1981 года. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 9–11 созывов. В 1984 г. получил Ленинскую премию.

На третий день после провокационного приземления на Красной площади 28 мая 1987 г. спортивного самолёта «Сесна», пилотируемого 19-летним нарушителем государственной границы Матиасом Рустом из ФРГ, со своих постов были сняты министр обороны СССР маршал Советского Союза Соколов и командующий войсками ПВО маршал авиации Колдунов. Служащие ПВО подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор, через который проник нарушитель, были преданы суду и приговорены к четырём и пяти годам лишения свободы соответственно. Без малого 300 офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей.

А.И. Колдунов жил в Москве, бывал в Электроуглях. Скончался он на 69-м году жизни 7 июня 1992 г., после тяжёлой продолжительной болезни, похоронен на Новодевичьем кладбище столицы.
Имя А.И. Колдунова носит школа № 30 в Электроуглях. В 1998 г. по инициативе местного Совета ветеранов на здании школы № 30 была открыта мемориальная доска. Бронзовый бюст героя установлен на его родине, в д. Мощиново Смоленской области.
Фотографии
Добавил: ногинчанка
2017-08-25 05:09:18
Добавил: ногинчанка
2017-08-25 05:08:32
Добавил: ногинчанка
2017-08-25 05:08:01
Добавил: ногинчанка
2017-08-25 05:07:41
Добавил: ногинчанка
2017-08-25 05:06:59

]]>
Отец и сын.
Кавалер Георгиевского креста Теймураз Ванача и полный кавалер Ордена Славы и ордена Красной Звезды Иван Ванача. Уроженцы села Лыхны Абхазии.

«...14 января 1945 года во время наступления в районе города Радом (Польша) орудие гвардии старшины Ивана Ванача огнем прямой наводкой подавило огневые средства врага в полосе наступления стрелковых подразделений. В бою уничтожено до взвода солдат противника, выведены из строя противотанковое орудие и минометная батарея...»

Фотография сделана в 1982 году, Теймуразу Ванача 112 лет.
]]>

Публикация графических материалов, содержащих нацистскую или фашистскую символику не является пропагандой идей нацизма или фашизма и производится только с историческими, научными, информационными, просветительскими целями, а также способствует формированию негативного отношения к идеологии нацизма и не используется для оправдания преступлений фашистской Германии.

]]>
Плакаты Великой Отечественной
]]>
]]> ]]>
В августе воины-артиллеристы занимались решением задач по боевому слаживанию, заполонив учебные просторы Мулинского полигона замаскированными, ждущими своего часа батареями и отдельно стоящими боевыми машинами
Меня нашли в воронке. Большой такой воронке - полутонка хорошие дыры в земле роет. Меня туда после боя скинули, чтобы лежал и воздух своим существованием больше не портил. Лето сменилось зимой, зима летом, и так 65 подряд лет...
История с лётчиком-штурмовиком М.П. Гавриловым, погибшим 30 апреля 1942 года подошла к концу. Герой был доставлен на родину, в Волгоградскую область и похоронен там с воинскими почестями.
Девять попыток подъёма упавшего в болото Ил-2 совершил поисковый отряд «Демянск» и лишь последняя оказалась результативной: среди обломков бронекорпуса нашлись тела лётчика и стрелка из состава экипажа штурмовика Ил-2.
Рассказ о тяжелой и опасной работе пожарных во время блокады Ленинграда.
© 2011-2020 Помни Войну - Великая Отечественная война  |  О сайте  |  Редакция  |  Карта сайта  |  Поиск по сайту  |  Список объектов на карте  |  Все статьи   |  Все новости  |  16+

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.