Великая Отечественная война - Главная страницаВеликая Отечественная война - день за днём.Карта ПобедыФорум о Великой Отечественной войнеКаталог о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война
]]>
Музей располагается в северном округе Москвы. Экспозиция музея состоит из восьми залов, в которых в хронологическом порядке представлено развитие отечественной авиации.
Общие сведения о Форуме «Армия-2015». Информация для посетителей. Схемы проезда и схемы экспозиций.
После визита блоггеров в 5-ю мотострелковую бригаду, вызвавшего много обвинений в "ненатуральности" происходящего, Министерство Обороны пригласило блоггеров в обычную подмосковную часть, в которой может служить любой житель России.
]]>
]]>
захоронения
Захоронение воинов, умерших в госпитале №4063 села Андреевское.
Памятник и захоронения нуждаются в реконструкции. Кладбище у В...
памятник
На центральной площади усадьбы Андреевское. Поставлен несколько лет назад. Ранее здесь стояли памятники В.И.Ленину и И.В.Сталин...
Еще объекты
]]>
Военно-исторический календарь
04.04.1944   

Марш артиллерии в распутицу

 

Метеорологические особенности наступавшей весны создали исключительно тяжелые условия для боевых действий наших войск, которые, однако, успешно проводят крупнейшие наступательные операции. Движение войск сильно затрудняется, но отнюдь не исключается в обстановке полного бездорожья, разливов рек.

Распутица особенно дает себя чувствовать артиллерии с ее громоздкой материальной частью и большим количеством объемистых боеприпасов. Тем не менее, заблаговременная подготовка средств тяги, орудий и личного состава к перемещению, правильная организация марша и развертывания позволяют артиллерии всех видов успешно преодолевать трудности, связанные с распутицей. Артиллерия даже участвует в преследовании противника, проводя его в высоком темпе. Подготовка к движению, конечно, требует времени. Поэтому, если выступление намечается заранее, то следует ставить о нем в известность артиллерийские части с помощью предварительных распоряжений. Что же надлежит делать частям?


Основываясь на опыте последних наступательных боев на юге, постараемся осветить некоторые вопросы, связанные с действиями в распутицу.
Когда совершается марш, надо вовремя устранить все препятствия, могущие остановить скорость движения артиллерии. Для этого от каждой артиллерийской части высылаются разъезды пути с обычной задачей. Они должны иметь в виду, что могут встретить впереди затопленные участки дорог, воронки, рытвины и разводья. Местами совсем не будет мостов, а съезжать с дороги и двигаться в объезд по раскисшему грунту будет чрезвычайно трудно. В этой обстановке особенно важно использование проводников. Крайне необходимо, чтобы разъезды пути возможно быстрее доносили о встретившихся препятствиях и средствах их устранения, так как зачастую на это придется потратить немало сил и времени. Для устранения сравнительно мелких помех и разминирования дорог в состав артиллерийских разъездов надо включать сапер.


Большое напряжение в работе транспорта требует строжайшей дисциплины движения и жесткого контроля над использованием всех тягачей, автомобилей и пр. Применение машин только по прямому назначению, обеспечение средствами тяги в первую очередь боевых подразделений — таковы непременные условия на марше. В ряде случаев единственным средством тяги будет лошадь. Во время распутицы колонне трудно ехать с дороги и расчлениться. Поэтому для ее защиты от нападений с воздуха обязательно нужно иметь средства противовоздушной обороны, тщательно организуя наблюдение и оповещение о воздушной опасности.


Чтобы избежать аварий и задержек в ночное время, машины идут с включенными фарами. По сигналу воздушной тревоги немедленно тушится свет, и движение прекращается. Оно возобновляется лишь после сигнала «отбой». Командиры соединений выделяют на марше специальные аварийные команды, которые заранее направляются на труднопроходимые участки дорог и оказывают помощь артиллерийским частям. Командующий артиллерией N соединения снабжал такие команды тракторами «Сталинец». Тракторы немедленно брали на буксир застрявшие машины и орудия и вытягивали их на участки пути, годные для движения.


Несколько по-иному было организовано дело на другом участке фронта. Здесь дороги на подъемах были настолько разбиты, что застревали даже легковые машины «Виллис». Для артиллерии каждой дивизии отводились отдельные дороги, которые разбивались на участки и закреплялись за определенными частями. Начальниками участков были заместители командиров полков или начальники штабов. В их распоряжение поступали бойцы огневых взводов. Они получали также несколько запасных тракторов. Бойцы с помощью местных жителей приводили в порядок дорогу, насколько это было возможно, а затем тракторами или на руках вытягивали застрявшие орудия, повозки со снарядами, машины. Работа аварийных команд под руководством старших офицеров, отвечающих за свои участки, давала хорошие результаты, тем более, что артиллерийские подразделения были снабжены лямками, канатами, колесными цепями. Пахотные командиры выделяли в помощь артиллеристам некоторое число бойцов из своих подразделений.


Сложность маневрирования колесами заставляет как можно шире применять маневр траекториями, особенно в частях дальнобойной артиллерии. Наиболее характерные объекты для дальних огневых нападений — это отступающие колонны противника, подходящие резервы, места переправ и узлы дорог. Распутица, естественно, создает немалые трудности и для противника: приковывает его к большим дорогам, вынуждает его колонны двигаться плотными массами. Поэтому подготовка сосредоточенного огня по всей перекресткам дорог, переправам, дефиле дает прекрасные результаты.
Приведем любопытный пример. Свыше тысяч автомашин, орудий и танков отступавшего неприятеля двигалось по шоссе из Никополя.

Шоссе имело твердое покрытие, но огнем нашей авиации и артиллерией оно было настолько разбито, что в выбоинах застревали орудия и даже танки. Съехать с шоссе из-за сильной грязи было невозможно, и вражеская колонна уходила медленно. Наши самолеты-корректировщики, обнаружив ее, тут же донесли об этом в штаб артиллерии армии. По участку шоссе, где двигалась немецкая колонна, открыли сосредоточенный огонь батареи пушечного армейского полка. Они обрушили свой огонь сначала на голову колонии, а затем последовательно переносили его вдоль всей колонны. Образовалась огромная «пробка». Немцы, оставляя технику, стали разбегаться.
Основным видом связи в период распутицы является радио, но не исключается и проволочная связь.


В период весенней распутицы сильно усложняется подвоз боеприпасов. Во время преследования противника орудия и минометы, израсходовавшие свои боеприпасы и своевременно не пополнившие их, могут превратиться в обузу, только сковывающую движение. Чтобы артиллерийские части смогли некоторое время обходиться без снабжения, следует создавать запасы снарядов, а также продовольствия, фуража и горючего непосредственно в частях. Боеприпасы хранятся на сухом грунте или же прямо на колесах вблизи коммуникаций. Иногда придется прокладывать к огневым позициям специальные дороги для бесперебойного питания батарей. На огневых позициях нужно выкладывать боеприпасы в нескольких местах, предохраняя их от затопления и сырости, систематически очищая от ржавчины.

Для транспортировки боеприпасов используются кузова с площадками тракторов типа «СТЗ-5», гужевой транспорт, самодельные конские вьюки, а также волокуши, лодочки, салазки, передвигаемые вручную бойцами вне дорог. Для подноски снарядов небольших калибров (до 76-мм. включительно) нередко приходится привлекать людей, обеспечив их мешками или ранцами. В отдельных случаях снаряды подавались на конских вьюках. Когда требовалась особо срочная подача снарядов, главным образом, подвижным группам, применялись самолеты.

Полковник В. ЖЕЛАНОВ.
Майор Н. САХАРОВ.

 

 Вернуться в дату 04

 

Комментарии:

Форма ответа
  Заголовок:  
  Форматирование:
 Цвет шрифта:   Закрыть теги
 
 
 
    Получать ответы по Email  
     

]]>
Блокадный Ленинград. Токарь 3-го разряда Вера Тихова. 15 лет...
1,5 взрослых нормы в день. Отец и два брата на фронте.

Фотокорреспондент ЛенТАСС Василий Федосеев сделал эту фотографию на одном из заводов Петроградской стороны в августе 1943-го года.
]]>
]]>
Плакаты Великой Отечественной
]]>
]]> ]]>
10 августа 1941 года в Заполярье в неравном бою сошлись сторожевой корабль «Туман» и три немецких эсминца. Экипаж сторожевика предпочел погибнуть в бою, но не спустил перед противником Военно-морской флаг.
В субботу, 10 марта, под Зеленогорском прошла реконструкция, посвященная памятной дате, особенно важной для нашей Ленинградской области - годовщине окончания Зимней (советско-финской) войны.
В очередной раз прошла традиционная "Вахта памяти" в Зубцовском районе Тверской области. Основная цель - поиск останков бойцов, отдавших свои жизни за Родину в борьбе с фашизмом. В этот раз участие приняли "Стерх", ТПК "Горизонт" и "Память метростроя".
В декабре 2010 года удалось ещё раз попасть в Курганскую область. На этот раз у милицейских спецназовцев были запланированы минимальные пешие походы на фоне обильных тактических занятий и ежедневной стрелковой подготовки.
Наталья Кравцова совершила боевых вылетов во время войны больше чем кто-либо из лётчиков-мужчин. Рассказ о самых результативных пилотах Великой Отечественной.
© 2011-2017 Помни Войну - Великая Отечественная война  |  О сайте  |  Редакция  |  Карта сайта  |  Поиск по сайту  |  Список объектов на карте  |  Все статьи   |  Все новости  |  16+

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.

Демонстрация нацистской и фашистской символики не является пропагандой идей фашизма и производится только с информационными/образовательными целями.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.