Великая Отечественная война - Главная страницаВеликая Отечественная война - день за днём.Карта ПобедыФорум о Великой Отечественной войнеКаталог о Великой Отечественной войне

Великая Отечественная война
]]>
Серия черно-белых фотографий, посвященных Великой Отечественной войне. Год 1941-й.
Редкий в наши дни дальнемагистральный пассажирский самолет Ил-18 был разработан в ОКБ Ильюшина и совершил свой первый полёт ещё в 1957 году.
Конструкторское бюро «Туполев» — авиационное конструкторское бюро, входит в состав созданного в 1999 году ОАО «Туполев». За 90 лет существования в стенах КБ Туполева разработано более 300 проектов различных типов летательных аппаратов...
]]>
]]>
музей
Экспозиция посвящена партизанскому движению на территории Дятьковского района Брянской области и соседних районах.
памятник
На этом месте 27 ноября 1941 года защищая Москву погиб экипаж Пе-3 54-го Краснознаменного бомбардировочного авиаполка.
Старший ...
Еще объекты
]]>
Военно-исторический календарь
01.10.1941   

Началась Харьковская операция

 

Немецкие войска на пл.Розы Люксембург, 25 октября 1941

Немецкие войска на пл.Розы Люксембург, 25 октября 1941

Харьковская операция 1941 года, или Первая битва за Харьков, в некоторых источниках — Сумско-Харьковская оборонительная операция (1 октября — 29 октября 1941) — сражение начального периода Великой Отечественной войны между Красной Армией и вермахтом за контроль над Харьковским промышленным районом.
В результате немецким войскам удалось захватить город, однако к этому времени практически все важнейшие промышленные предприятия были либо эвакуированы, либо уничтожены.

Пока соединения 38-й армии вели бои на харьковском направлении, остальные армии Юго-Западного фронта продолжали отход. 24 октября 1941 года, прорвав оборону 21-й советской армии, части 29-го армейского корпуса захватили Белгород. Отход советских войск проходил в исключительно тяжёлых погодных условиях. Непрерывными дождями были размыты дороги, и войска действовали в условиях бездорожья. К тому же значительная часть техники начала останавливаться на маршрутах движения из-за отсутствия топлива. Такие же проблемы испытывали и преследовавшие их немецкие части группы армий «Юг».
Поэтому основное противодействие отступавшим войскам Юго-Западного фронта оказывали силы авиации противника. Штаб группы армий «Юг» и командование 6-й армии вермахта считали задачи осенней кампании выполненными и планировали на этом участке фронта перейти к обороне. Уже 27 октября главные силы 40-й, 21-й и 38-й армий оторвались от противника и соприкосновения с ним не имели. Бои вели лишь соединения 6-й советской армии, удерживая оборону вдоль Северского Донца.
К концу октября немецкие войска, оказывая незначительное давление, форсировали Донец и, создав на восточном берегу несколько плацдармов, перешли к обороне.
В этих условиях командование Юго-Западного фронта приняло решение прекратить отвод войск и перейти к обороне на участке Тим — Балаклея — Изюм и далее по реке Северский Донец до Ямполя. Этот рубеж позволял обеспечивать бесперебойную работу железнодорожной магистрали Касторное — Купянск — Лисичанск. Также данная конфигурация линии фронта позволяла вести подготовку к дальнейшим операциям Красной Армии с целью скорейшего освобождения Харькова.

Со взятием Харькова и Белгорода и выходом к Донцу 6-я армия и основные силы 17-й армии группы армий «Юг», выполнив задачи осенней кампании 1941 года, прекратили активные наступательные действия и перешли к обороне.
Наступательные операции на южном участке проводили 11-я армия Эриха фон Манштейна с целью захвата Крыма и 1-я танковая группа Э. Клейста, наступавшая на Ростов-на-Дону. Об оставлении Харькова Совинформбюро сообщило лишь вечером 29 октября, приведя при этом абсолютно фантастические цифры потерь противника: 120 000 человек убитыми и ранеными, более 450 танков, свыше 200 орудий.

При анализе хода боевых действий становится очевидным, что в первой половине октября 1941 года немецкое командование, планируя и осуществляя операции на Левобережной Украине, ставило своей целью не выдавливание советский войск, а охват группировки Юго-Западного фронта с последующей возможностью окружения за счёт глубоких проникающих ударов. Поскольку вермахт полностью владел инициативой и имел определённое превосходство, советское командование придерживалось оборонительной стратегии, пытаясь предугадать действия противника и осуществить ответные меры противодействия.
Ошибочно предположив, что главной целью врага является Харьковский промышленный район, командование Юго-Западного направления сосредоточило здесь свои основные силы и немногочисленные резервы, ослабив при этом Южный фронт.
После развития немецкого наступления и разгрома соседних фронтов, войска Юго-Западного фронта оказались в своеобразном выступе, и неэластичная оборона могла привести к повторению Киевского котла.
В этих условиях решение Ставки об оставлении Харьковского промышленного района, части Донбасса и отводе войск являлось единственно правильным. Более того, непосредственная угроза Москве заставляла советское руководство перебрасывать на это направление резервы с других участков советско-германского фронта. Так, с Юго-Западного фронта для обороны Москвы были переброшены кавалерийский корпус и три стрелковые дивизии.

Во второй половине октября 1941 года все действия советских войск, в том числе и непосредственная оборона Харькова, строго увязывались с графиком отвода соединений Юго-Западного фронта и ходом эвакуационных мероприятий. При этом военной необходимости в ведении боевых действий в самом городе не было, и многотысячное население было подвергнуто ненужной опасности.

Учитывая, что к концу октября войска Юго-Западного фронта перешли к прочной обороне на намеченных Ставкой рубежах, а противник не проявлял на данном участке активности, советское командование сочло итоги Харьковской операции в целом удовлетворительными.

Принимая во внимание людской, индустриальный и транзитный потенциал Харькова, можно сделать вывод, что это был самый крупный город СССР, оккупированный вермахтом за годы войны. Захватив город, немецкое командование планировало сразу использовать промышленные и транспортные возможности в своих целях.
Однако, обследовав свыше 190 важных промышленных и транспортных объектов, немецкие специалисты констатировали крайнюю степень их разрушения в результате военных действий, умышленной порчи и эвакуации оборудования и персонала. Приложив колоссальные усилия по восстановлению инфраструктуры, немецкая администрация добилась определённых успехов: уже с мая 1942 года Харьков стал крупной ремонтно-эксплуатационной базой вермахта на южном участке фронта, где вёлся ремонт бронетанковой, авиационной, железнодорожной техники и других видов вооружения.
Возможности Харькова как транспортного узла были восстановлены в полном объёме уже к началу 1942 года, и после этого город как крупнейший центр коммуникаций играл важнейшую роль в планах немецкого командования.

Советское руководство также прекрасно осознавало значимость Харькова и прикладывало большие усилия для скорейшего возвращения «первой столицы» Украины. На протяжении зимы 1942 — весны 1943 годов советскими войсками было проведено несколько масштабных стратегических операций по овладению Харьковом.
В результате их неудачного исхода за городом закрепилась репутация «проклятого места Красной Армии». Окончательно город был освобождён от немецких войск только 23 августа 1943 года. К этому времени, по разным оценкам, население Харькова составило всего 190—230 тысяч человек (из предвоенных более 900 тысяч).

 

 Вернуться в дату 01 октября

 

Комментарии:

Форма ответа
  Заголовок:  
  Форматирование:
 Цвет шрифта:   Закрыть теги
 
 
 
    Получать ответы по Email  
     

]]>
Танки Т-26 в заполярной тундре.
Фотография сделана военным корреспондентом ТАСС Евгением Халдеем, предположительно на полуострове Рыбачий или острове Кильдин.



Евгений Халдей - фотограф Войны


Заполярные фотографии Е.Халдея
]]>
]]>
Плакаты Великой Отечественной
Художник Леонид Голованов, 1943 год.
]]>
]]> ]]>
Село Никольское Ленинградской области, ежегодная военно-историческая реконструкция. 16 градусов мороза, 400 участников из 10 стран, 67-я годовщина Прорыва блокады Ленинграда...
В Белгородской области, недалеко от границы с Курской областью, есть монумент одному из великих сражений Великой Отечественной войны - битве на Орловско-Курской дуге. Монумент весьма интересный. На этой высоте произошел перелом в Курской битве.
Фотоотчет о поездке вдоль тогдашней линии фронта по восточному фасу Ораниенбаумского плацдарма. От берега Финского залива до горы Колокольня, что близ Гостилиц - передового фронтового КП в январе 1944-го, когда была окончательно снята блокада Ленинграда.
18 ноября, около 250 реконструкторов из России на территории бывшего завода медицинского оборудования Волгограда, который в годы войны выпускал минометы, воссоздали атмосферу уличных боев, проходивших в ноябрьские дни 1942-го года.
В поисках места захоронения своего деда, погибшего в Великой Отечественной войне, автор отчета решил отправиться в путешествие по маршруту: Москва - Обнинск - Медынь - Мятлево - Юхнов - Барсуки - Мосальск - Зубово - Малоярославец...
© 2011-2018 Помни Войну - Великая Отечественная война  |  О сайте  |  Редакция  |  Карта сайта  |  Поиск по сайту  |  Список объектов на карте  |  Все статьи   |  Все новости  |  16+

Все права на публикуемые аудио, видео, графические и текстовые материалы принадлежат их владельцам.

При полном или частичном использовании любых материалов сайта активная гиперссылка на http://www.pomnivoinu.ru/ обязательна.

Демонстрация нацистской и фашистской символики не является пропагандой идей фашизма и производится только с информационными/образовательными целями.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и с точкой зрения авторов комментариев. Редакция не несет ответственности за достоверность информации, содержащейся в статьях.