Музей БТ вооружения и техники в Кубинке
Следующим, после Бородинского музея, у меня на очереди оказался музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Об этом музее довольно сложно сказать что-то новое, тема в интернете весьма освещена, есть множество репортажей и тысячи фотографий. Вот, к примеру, обзор. У музея есть минимум, два сайта, http://www.kubinka.ru и http://www.tankmuseum.ru, претендующих на звание официального и не очень дружащих между собой. Поскольку трудно найти сейчас человека, который интересуется бронетехникой и не слышал никогда о музее в Кубинке, дам лишь краткую о нем информацию.

Музей БТ вооружения и техники в Кубинке
Музей находится в Кубинке, (64 км Минского шоссе), на территории воинской части. Является одним из крупнейших в мире и самым крупным на территории бывшего СССР музеем бронетехники. Если по коллекции зарубежной бронетехники он сравним с музеями в Бовингтоне или Абердине, то по собранию советских машин с ним не сравнится никто. Кроме серийных, в Кубинке находятся десятки опытных танков и прототипов другой бронетехники.
Собственно музеем это собрание боевых машин стало где-то в 70-х гг., а в середине 90-х он стал доступен для широкой публики.
Я побывал там не в первый и не во второй раз, так что подробно останавливаться на каждом образце вооружения в музее мне не было смысла. Целью моего приезда в этот раз было восполнение пробелов и обнаружение новинок в экспозиции. В прошлые посещения я больше внимания уделял серийным образцам и пропустил довольно много интересных опытных образцов и прототипов, оказавших большое влияние на развитие БТТ. Кроме того, меня теперь интересовали не только боевые, но и вспомогательные машины. Так что в этом обзоре будут в основном малосерийные и опытные машины, которые при обзорах в интернете обычно опускаются.
Затем, хотелось кое-что отснять заново, т.к. при прошлых съемках было довольно много брака. Была еще одна причина поездки туда — прошел слух, что в Кубинку привезли трофеи из Осетии. Сразу скажу, что таких экспонатов в музее нет, тут вышел облом. А жаль, среди грузинских трофеев были интересные экземпляры: чешские колесные САУ "Дана", турецкие броневички...
Может, позднее появятся. Итак, я отправился сразу в павильон №4 (первый по пути) с советскими бронеавтомобилями, БТР и БМП. Там я ранее снимал только базовые варианты машин, пропуская модификации. Поэтому пропустил, например, вот это:

БТР-40А (ЖД), модификация БТР-40А, 1969 года. Впереди машины отнюдь не бампер, а откидная ось с ребордами. две такие оси (спереди и сзади) позволяют двигаться машине по ж/д путям своим ходом со скоростью до 50 км/ч. Вооруженный двумя КПВ, этот аппарат должен был отгонять все низколетящее и низкоползущее вблизи железных дорог.
БТР-40А (ЖД), модификация БТР-40А, 1969 года. Впереди машины отнюдь не бампер, а откидная ось с ребордами. две такие оси (спереди и сзади) позволяют двигаться машине по ж/д путям своим ходом со скоростью до 50 км/ч. Вооруженный двумя КПВ, этот аппарат должен был отгонять все низколетящее и низкоползущее вблизи железных дорог.

БТР ЗИЛ-153. Это разработка 1959 г. 10-тонный БТР, плавающий; оснащен водометами от ПТ-76, мог перевозить 16 человек десанта. Выпущен опытный образец.
БТР ЗИЛ-153. Это разработка 1959 г. 10-тонный БТР, плавающий; оснащен водометами от ПТ-76, мог перевозить 16 человек десанта. Выпущен опытный образец.

БМП объект 1200. Разработана в 1964 г. на Брянском заводе. Колесная формула 8?8, но средние 4 колеса могли вывешиваться, что увеличивало запас хода по шоссе. Так же, плавающая.
БМП объект 1200. Разработана в 1964 г. на Брянском заводе. Колесная формула 8?8, но средние 4 колеса могли вывешиваться, что увеличивало запас хода по шоссе. Так же, плавающая.

БМП объект 911. Разработка Волгоградского завода в том же, 1964 г. Шасси колесно-гусеничное (между гусениц снизу видны колеса), оснащена водометным движителем.
БМП объект 911. Разработка Волгоградского завода в том же, 1964 г. Шасси колесно-гусеничное (между гусениц снизу видны колеса), оснащена водометным движителем.
Тут хочу немного отвлечься и поделиться своими впечатлениями. За любительскую фотосъемку в музее денег не берут, что я считаю совершенно справедливым. Условия для съемки в павильонах никакие. Эти павильоны раньше были обычными хранилищами с техникой, и для осмотра экспонатов вовсе не приспособлены. Тесно прижатые друг к другу, плохо освещенные, экспонаты трудно рассмотреть, не то что фотографировать. Возможности кругового осмотра тоже нет. В 7 хранилищах разместить такое количество техники иначе, наверное, и нельзя. И это весьма печально.
Оставим пока грустную тему и перейдем в следующий павильон, посвященный советским легким танкам и легкой бронетехнике.
Тут ранее от меня ускользнули:

Легкий танк Т-30. Небольшая серия, выпущенная в 1941 г. От Т-40С отличался упрощением конструкции. Убраны все устройства для обеспечения плавучести.
Легкий танк Т-30. Небольшая серия, выпущенная в 1941 г. От Т-40С отличался упрощением конструкции. Убраны все устройства для обеспечения плавучести.

Опытный легкий танк сопровождения пехоты Т-126СП. Разработан в 1940 г. под руководством Л.С. Троянова в Ленинграде. При весе в 17 т имел бронирование, как у Т-34.
Опытный легкий танк сопровождения пехоты Т-126СП. Разработан в 1940 г. под руководством Л.С. Троянова в Ленинграде. При весе в 17 т имел бронирование, как у Т-34.

Плавающий бронетранспортер К-78. Опытный БТР, на базе опытного же танка К-90, 1950 г. Плавал неважно, так что на вооружение принят не был.
Плавающий бронетранспортер К-78. Опытный БТР, на базе опытного же танка К-90, 1950 г. Плавал неважно, так что на вооружение принят не был.

Неопознанная машина на базе БМП. Транспортер неизвестного назначения, пояснительных табличек к нему нет. Если кто подскажет, что это, буду благодарен.
Неопознанная машина на базе БМП. Транспортер неизвестного назначения, пояснительных табличек к нему нет. Если кто подскажет, что это, буду благодарен.
Вернусь к условиям фотографирования. Как я уже упоминал, в музее разрешена съемка лишь любительскими камерами. Несколько лет назад при мне "завернули" парнишку с Sony альфой, так что соблазна взять туда что-нибудь серьезное у меня не возникало. Но в этот раз, к моему удивлению, народ вовсю пользовался зеркалками. Так что незнаю теперь, что и сказать.
Следующий павильон посвящен советским средним танкам и САУ. Здесь меня интересовали такие машины, как:

САУ СУ-122. Советский ответ штурмгешютцу. 122 мм гаубица М-30 на шасси Т-34. За 1942-43 гг. выпущено 638 САУ. Отличное средство от окопавшегося немца.
САУ СУ-122. Советский ответ штурмгешютцу. 122 мм гаубица М-30 на шасси Т-34. За 1942-43 гг. выпущено 638 САУ. Отличное средство от окопавшегося немца.

Ракетный танк ИТ-1. Эта невзрачная, на первый взгляд, машина есть единственный в мире серийный ракетный истребитель танков. Разработанный в 1965 г., был оснащен выдвижной пусковой установкой ПТУР "Дракон" и автоматом заряжания.
Ракетный танк ИТ-1. Эта невзрачная, на первый взгляд, машина есть единственный в мире серийный ракетный истребитель танков. Разработанный в 1965 г., был оснащен выдвижной пусковой установкой ПТУР "Дракон" и автоматом заряжания.
Тут вновь прервусь, для разбавления фотографий впечатлениями. Музей посещают совершенно разные люди. Приходят родители с детьми, военные пенсионеры, компании друзей. И отдельно выделяются странноватые чудаки. Для какой-то, мне неведомой цели, они стараются забраться на танки, чтобы друзья сфотографировали их в самых немыслимых позах. Если вдруг кто-то из этой категории читает сейчас этот пост, ответьте, пожалуйста, зачем вам фото, где вы сидите на танке?
Разве наличие этого фото доказывает, что человек танкист? А танки на заднем фоне не убедят никого, что вы были в этом музее? Ну для чего топтать экспонаты??? Может, именно поэтому, музей и не спешит улучшать условия осмотра техники, чтобы ее вовсе не изуродовали. Самое неприятное, что великовозрастные дяди подают пример ребятишкам. При мне мальчонка порывался залезть на танк. Мама его стаскивала, а он сопротивлялся, мол, дядя-то вон залез... Есть музеи, где это не возбраняется, и я сам, в общем, не прочь все пощупать-посмотреть, мне непонятен именно смысл фотографирования героя на музейном экспонате. Так и хочется сказать - идите в служить в армию и фотографируйтесь со своим бронеконем цельный год.
Следующий павильон, посвященный советской бронетехнике, забит тяжелыми танками и СУ.
Несомненными фаворитами тут являются (судя по фотографиям в интернете) пятибашенный Т-35, гиганские самоходные орудия типа СУ-14-1 и замученный шуш "Объект 279" о четырех гусеницах.
И между ними неприметно стоят:

СУ-152. Если упомянутая ранее СУ-122 была русским ответом на StuG III, то эта машина была ответом Красной Армии на все вопросы вообще. Безжалостный истребитель любого бронезверя, солдатами он справедливо назывался Зверобоем. Недавно в сети мне повстречалась фотография немецкого Pz.IV, в который угодил "Зверобойный" снаряд. Танк просто разнесло на мелкие куски. Многие недоумевают, откуда у немцев появилась гигантомания в танкостроительстве? Зачем они стремились делать неповоротливых малоподвижных дорогущих монстров? Я думаю, одна из причин на фото. Это очень редкий экземпляр. Ни в одном музее мне он больше не попадался (по слухам, где-то стоит в качестве памятника). Вообще Зверобоев в музеях много, но ИСУ-152, на шасси ИС. А это — первая серия, созданная в кратчайшие сроки перед Курской битвой и на базе КВ. Внешне она отличается более приземистой рубкой. Именно такие машины встречали панцерваффе в 1943 г. и обломали им операцию "Цитадель".
СУ-152. Если упомянутая ранее СУ-122 была русским ответом на StuG III, то эта машина была ответом Красной Армии на все вопросы вообще. Безжалостный истребитель любого бронезверя, солдатами он справедливо назывался Зверобоем. Недавно в сети мне повстречалась фотография немецкого Pz.IV, в который угодил "Зверобойный" снаряд. Танк просто разнесло на мелкие куски. Многие недоумевают, откуда у немцев появилась гигантомания в танкостроительстве? Зачем они стремились делать неповоротливых малоподвижных дорогущих монстров? Я думаю, одна из причин на фото. Это очень редкий экземпляр. Ни в одном музее мне он больше не попадался (по слухам, где-то стоит в качестве памятника). Вообще Зверобоев в музеях много, но ИСУ-152, на шасси ИС. А это — первая серия, созданная в кратчайшие сроки перед Курской битвой и на базе КВ. Внешне она отличается более приземистой рубкой. Именно такие машины встречали панцерваффе в 1943 г. и обломали им операцию "Цитадель".

СУ-100П. С виду неприметная послевоенная самоходка, к тому же не серийная... Все так, но эта, созданная в Свердловске в 1949 г., машина послужила основой для многих других послевоенных "объектов". Шасси ее было настолько удачным, что его использовали долгие годы для самоходных пушек и гаубиц, пусковых установок ЗРК и минных заградителей, БТР и прожекторных установок. Большая часть "цветочной" серии САУ — Акация, Гиацинт, Тюльпан, имеет базовое шасси от СУ-100П.
СУ-100П. С виду неприметная послевоенная самоходка, к тому же не серийная... Все так, но эта, созданная в Свердловске в 1949 г., машина послужила основой для многих других послевоенных "объектов". Шасси ее было настолько удачным, что его использовали долгие годы для самоходных пушек и гаубиц, пусковых установок ЗРК и минных заградителей, БТР и прожекторных установок. Большая часть "цветочной" серии САУ — Акация, Гиацинт, Тюльпан, имеет базовое шасси от СУ-100П.
В этом павильоне обнаружилась новинка — блестящие металлические пояснительные таблички. Раньше их не было. Фотографировать их — настоящее мучение, они отчаянно бликуют, так что потом надписи на фото нечитаемые. Хочется надеяться, что это нововведение не распространится на всю технику музея. Следующие три павильона посвящены зарубежной технике. В одном собрана БТТ Германии, во втором — США и Великобритании, а также Израиля, ну и в третьем — всех остальных стран.
Музей славится своей коллекцией немецких БТТ, там собралось практически все "семейство кошачьих" панцерваффе. Там белых пятен у меня не было и я лишь переснял технику, фото которой у меня раньше не получились.

Носитель заряда B-4. Телемина, выпуск с 1942 г. Управлялась по радио, подъезжала к объекту подрыва, сбрасывала заряд и отъезжала в тыл.
Носитель заряда B-4. Телемина, выпуск с 1942 г. Управлялась по радио, подъезжала к объекту подрыва, сбрасывала заряд и отъезжала в тыл.

Танк Pz.KpfW I Ausf.F. Выпущен в 1942 г. для поддержки пехоты мегасерией в 30 машин.
Танк Pz.KpfW I Ausf.F. Выпущен в 1942 г. для поддержки пехоты мегасерией в 30 машин.
В этом павильоне есть также экспонаты, выбивающиеся из тематики музея, например, арт. тягачи и полугусеничный транспортер HK-101. Кстати, там полным ходом идет ремонт крыши, может, и освещение нормальное появится.
В оставшихся двух павильонах нового я ничего не обнаружил, разве что подивился на новую окраску некоторых экспонатов

Французский танк H-35. Раньше он был закамуфлирован, теперь зеленый, словно кузнечик.
Французский танк H-35. Раньше он был закамуфлирован, теперь зеленый, словно кузнечик.

Британский плавающий танк Vickers-Carden-Loyd. Тоже сменил камуфляж на веселенький колор, хотя, может быть, это как раз аутентичная расцветка...
Британский плавающий танк Vickers-Carden-Loyd. Тоже сменил камуфляж на веселенький колор, хотя, может быть, это как раз аутентичная расцветка...
На этом я завершаю свой рассказ об этом замечательном музее. В праздники там собираются толпы народу, поэтому я стараюсь выбирать обычные дни для подобных посещений, когда можно спокойно все осмотреть и сфотографировать. Но если вам нравятся массовые зрелища — приезжайте туда на День Танкиста. Там традиционно устраиваются "покатушки" экспонатов (тех, что на ходу), реконструкции и парады техники. Точно жалеть не будете.
Координаты объектов:
Ссылки по теме: