В июле 1941 года командование авиации Черноморского флота приступило к подготовке операции по уничтожению важных военных объектов на территории монархо-фашистской Румынии. К участию в этой операции были привлечены бомбардировщики ДБ-3 и эскадрилья СПБ (скоростных пикирующих бомбардировщиков).
Крылатые авианосцы
Бомбардировщик ТБ-3 с подвешенными к нему истребителями И-16. У каждого истребителя на внешней подвеске находятся по 2 бомбы ФАБ-250.
Эскадрилья СПБ капитана А. В. Шубикова была сформирована в конце 1940 года. В состав эскадрильи входили три самолета ТБ-3 и шесть истребителей И-16. Пикирующими бомбардировщиками являлись истребители И-16. Под крыльями каждого ТБ-3 подцеплялось по два И-16. При полете в составе «Звено - СПБ» двигатели истребителей питались горючим из баков ТБ-3. Под крыльями истребителей подвешивались по две бомбы ФАБ-250 массой 250 кг. «Звено - СПБ» летело до границы зоны противовоздушной обороны объекта. Здесь И-16 отцеплялись и самостоятельно парой прорывались к цели. С крутого пикирования они сбрасывали бомбы, а затем уходили на свой аэродром.
Владимир Сергеевич Вахмистров - конструктор «Звена - СПБ».
|
|
Арсений Васильевич Шубиков - командир эскадрильи. 22 Октября 1941 года не вернулся с боевого задания.
|
Новый способ боевого применения И-16 в качестве бомбардировщиков в эскадрилье отработали первыми лейтенанты Б. М. Литвинчук и Е. М. Рыжов. Впоследствии они оба удостоились звания Героя Советского Союза. Вскоре успешно освоили бомбометание с пикирования и остальные лётчики эскадрильи капитана Шубикова. Перед эскадрильей СПБ были поставлены задачи уничтожить стратегически важные цели, которые не могли поразить из-за противодействия истребителей противника и сильного огня зенитной артиллерии бомбардировщики ДБ-3. Такими целями были военные объекты в порту Констанца, в городе Плоешти, мосты и переправы.
Борис Михайлович Литвинчук.
|
|
Евграф Михайлович Рыжов.
|
В первом налете на Констанцу участвовали два ТБ-3 с двумя парами И-16. Истребители пилотировали капитан Шубиков и старший лейтенант Филимонов в первой паре, лейтенанты Литвинчук и Данилин — во второй. Командиры кораблей ТБ-3 — старшие лейтенанты Огнев и Гаврилов, Задание было кратким: нанести удар по нефтеперегонному заводу и нефтехранилищу южнее Констанцы.
Ровно в 10 часов утра 1 августа 1941 года самолеты поднялись с аэродрома в Крыму и взяли курс на Констанцу. Шли на высоте 4000 метров. Не доходя 40 километров до цели, И-16 отцепились от ТБ-3 и пошли на цель, а ТБ-3 повернули на свой аэродром. Первый этап операции был выполнен. Теперь пикирующие бомбардировщики И-16 должны были уничтожить заданные цели.
Вот что рассказал об этом Борис Литвинчук:
«После отцепки от ТБ-3 мы пошли со снижением до 2000 метров на Констанцу. Над городом барражировали два «мессершмитта», но они не обратили на нас внимания. Немцы знали, что до ближайшего нашего аэродрома примерно 450 километров, а радиус действия истребителей не больше 250 километров.
В городе шла нормальная жизнь, и мы не заметили каких-либо признаков воздушной тревоги. Нефтеперегонный завод и емкости были хорошо замаскированы и обнесены сетками. Каждый из нас знал расположение целей, но все же для верности мы сделали пару кругов, потом по сигналу Шубикова перешли поочередно в крутое пикирование. В небо поднялись огромные столбы огня. Зарево вспыхнуло над городом, дым закрыл его черной пеленой.
Сбросив бомбы, мы ушли в сторону моря. Зенитная артиллерия открыла ураганный огонь, но было поздно. Фашистские истребители не рискнули атаковать на бреющем полёте, и мы благополучно дошли до Одессы, там дозаправили самолеты и вернулись на свой аэродром».
Таков результат первой боевой операции СПБ.
В августе 1941 года по железнодорожному мосту через Дунай у города Чернавода противник начал интенсивные перевозки войск и военной техники на южный участок фронта. Наше командование поставило перед эскадрильей СПБ задачу: уничтожить Чернаводский мост. Успешно выполнил задание командования лётчик П. Г. Данилин. Он участвовал в налетах СПБ на Чернаводский мост, в результате которых был полностью разрушен центральный пролет и уничтожены перекачивающие станции, расположенные на берегу.
Эскадрилья капитана Шубикова нанесла несколько ударов по порту Констанца. Там были уничтожены нефтеперегонный завод и нефтехранилище, разбит плавучий док и потоплен военный корабль. Лётчики эскадрильи уничтожили также нефтеперегонный завод в Плоешти, разбили переправу через Днепр в районе Каховки, разрушили мост на остров Хортица в Запорожье. Кроме того, они участвовали в подавлении огневых точек противника на Перекопском перешейке.
Крылатые авианосцы
Истребитель И-16 в составе «Звена - СПБ».
Удары пикирующих бомбардировщиков И-16, доставлявшихся к цели крылатыми авианосцами ТБ-3, были внезапными и неотразимыми. За все время боевой работы эскадрильи не было ни одного случая отказа авиационной техники. И то, что совсем недавно носило экспериментальный характер, когда наши прославленные лётчики и инженеры утверждали в испытательных полетах, было успешно применено в боевой обстановке.
Автор - Владимир Сергеевич Вахмистров (1897-1972) - выдающийся советский авиатор и авиаконструктор.